Новости
Себестоимость строительства в России за последние 2 года выросла более, чем на 230%. Причин тому много: и рост курса доллара, и высокая инфляция (свыше 24% в год), и массовое подорожание большинства строительных материалов. При этом стоимость квадратного метра для покупателя осталась стабильной и выросла за эти же 2 года всего на 5%. Как застройщикам удалось добиться такого «экономического чуда»? Рассмотрим подробнее.
Держим цены за счет снижения качества
Так как удерживать стабильными и цены, и уровень качества – невозможно, застройщики выбрали путь снижения качества. Основные методы «удешевления» зданий:
- Отказ от вентилируемых фасадов и переход на штукатурку. Подобное решение снижает долговечность отделки фасада в несколько раз, при этом позволяя сократить себестоимость.
- Применение еще более дешевых «объектовых» окон. Пластиковые окна, которые ставятся в новостройках Москвы и Подмосковья, стыдно называть пластиковыми окнами. Это конструкции из самого дешевого профиля, с худшими стеклопакетами, которые не держат тепло, продуваются, потеют и радуют обладателей новых квартир прочими «бонусами».
- Отсутствие остекления балконов. Сдавая дома с незастекленными балконами, застройщик экономит до 20% расходов на светопрозрачные конструкции, перекладывая заботу об остеклении на плечи покупателей квартир.
- Использование самых дешевых отделочных материалов. Здания отделываются снаружи и внутри с применением низкокачественных материалов, которые имеют малую долговечность. В результате здание быстро приходит в негодность.
Если бы предположить, что уровень качества удерживался бы на уровне 2013 года, на данный момент себестоимость квадратного метра только за счет подорожания материалов возросла бы на 40 – 50%. А так как мы видим рост всего на 5%, становится понятно, что подобных «чудес» быть просто не может.
Держим цены за счет собственной рентабельности
Так как строительные компании прекрасно понимают, что повышение цен при низкой платежеспособности населения – это экономический тупик, компенсировать подорожание материалов большинство компаний решили за счет собственной рентабельности. В результате:
- Свыше 4000 компаний или 25% участников рынка прекратили существование по всей России.
- Оставшиеся 75% строительных компаний довольствуются уровнем рентабельности около 1 – 2% или вообще работают в безубыток. Некоторые компании даже терпят убытки и расходуют на их покрытие собственные резервы в ожидании восстановления рынка.
Как строительные, так и оконные компании оказались в невозможных рыночных условиях, когда с одной стороны на них давит пресс высоких цен за сырье, а с другой стороны – потребители, которые хотят «качественно и недорого». Выход из такой ситуации может наметиться только в том случае, если в 2017 году начнется предсказанное многими аналитиками оживление российской экономики и появятся предпосылки для экономического роста.